Трудно представить себе жителя России, который никогда бы не слышал песню «В лесу родилась ёлочка». С раннего детства малыши поют и водят под неё хороводы, шлягер стал таким же неизменным атрибутом праздника, как Дед Мороз, подарки, шампанское и мандарины. В 2020 году легендарная «Елочка» отметила 115-летие.
Песня настолько популярна, что многие считают ее народной. Однако это не так – у композиции «В лесу родилась елочка» есть законные авторы.
Существовала версия, что в основу песенки про елочку легка народная шведская рождественская мелодия. Однако позже специалисты провели сравнительный анализ русской и шведской композиций и пришли к выводу, что сходство у них весьма отдаленное.
Итак, история знаменитого на всю страну музыкального произведения началась в 1903-1905 годах. Текст песни принадлежит перу Раисы Кудашевой – учительницы, библиотекаря и поэтессы. После окончания гимназии Раиса Адамовна некоторое время работала гувернанткой. Именно в эту пору и появилась «Ёлочка» – поэтесса сочинила ее для своего воспитанника.
Стихи были опубликованы в рождественском номере журнала для самых маленьких – «Малютка». Подобных текстов в те времена публиковалось много, но по необъяснимым причинам именно «Елочке» суждено было стать рождественским и новогодним гимном. Непостижимую магию стихотворения мы, наверное, не раскроем никогда!
Автором музыки к «Елочке» является Леонид Карлович Бекман. Леонид Карлович всю жизнь работал биологом, он не был профессиональным музыкантом и даже не знал нот (поэтому композицию записала его жена), однако обладал врожденным талантом. Поэтому мелодию сочинил буквально на ходу, пока вслух зачитывал журнал «Малютка» своей дочери. Маленькая Верочка сразу пришла в восторг от незатейливой композиции и начала распевать ее.
Говорят, впервые музыкальное сопровождение к своим стихам Раиса Адамовна услышала через много лет, в 1921 году, в поезде, в исполнении маленькой девочки. Заслуженное признание и слава пришли к Раисе Адамовне лишь в 50-е годы ХХ века. До этого момента личностью поэтессы не сильно интересовались, теперь же взяли несколько интервью для журналов «Вечерняя Москва» и «Огонек», напечатали фотографию… Правда, славу автор встретила спокойно, так как никогда не стремилась привлечь к себе внимание. Со своим же соавтором – Леонидом Бекманом – поэтессе познакомиться лично так и не удалось.